Skip to content

Железные дороги 2011-10 — Новости

Рост объема перевозок в Германии

За первое полугодие 2011 г. железные дороги Германии (DB) перевезли 188 млн т грузов, что на 8,1% больше, чем на этот же период 2010 г. Грузооборот увеличился на 8,5% и составил 56,9млн ткм. Однако он еще не достиг уровня, который был зафиксирован по итогам первой половины 2008 г., когда еще не начался финансовый и экономический кризис. Эти данные были представлены 1 сентября 2011 г. федеральной статистической службой Германии Destatis.

Стрелочные приводы Alstom будут изготавливать в Казахстане

Через неделю после завершения Международного салона «ЭКСПО 1520» компании Alstom и «Камкор» (дочернее предприятие железных дорог Казахстана) подписали предварительное соглашение о создании совместного предприятия, которое будет производить стрелочные приводы для железных дорог Казахстана и других стран СНГ. Этому событию предшествовали успешные испытания стрелочных приводов компании Alstom на железнодорожной сети страны.

Соглашение демонстрирует активные попытки Alstom выйти на рынок средств СЦБ «пространства 1520», где уже успешно действуют Bombardier и Siemens. В начале сентября стало известно, что Alstom подписал соглашение о партнерстве с российской компанией «НПО «Промэлектроника».

Швейцария повысит тарифы за пользование инфраструктурой

Правительство Швейцарии (Бундесрат) приняло решение о повышении с 1 января 2013 г. тарифов за пользование железнодорожной инфраструктурой. Федеральная служба транспорта в конце августа 2011 г. заявила, что ожидаемое увеличение доходов на 200 млн швейц. фр. явится первым шагом к обеспечению надежного финансирования инфраструкту-
ры. Следующим шагом будет получение еще 100 млн швейц. фр. для покрытия предельных издержек, предписываемых законом.

Французский оператор инфраструктуры RFF также намерен поднять тарифы к 2013 г. Такое решение приняло руководство компании в конце августа 2011 г. Этим повышением RFF планирует увеличить на 5,8% объем средств, необходимых для текущего содержания инфраструктуры. Для региональных поездов, обращающихся по тактовому графику, тарифы за пользование инфраструктурой будут снижены на 5%, а для высокоскоростных поездов —повышены на 7,4%.

BLS Cargo: неоднозначные результаты

Коммерческие показатели швейцарской грузовой компании BLS Cargo за первую половину 2011 г. нельзя оценить однозначно. В течение полугодия был выполнен грузооборот, больший на 1984 млрд ткм по сравнению с этим же периодом прошлого года. Полученный результат оказался сравнимым с докризисным, зафиксированным в первой половине 2008 г. В то же время слабый евро обусловил значительные валютные потери компании, результатом которых стал негативный финансовый результат полугодия. Так, по итогам финансовой деятельности компания с трудом получила положительный результат в 0,2 млн швейц. фр. Оценка реализации услуг за отчетный период показала, что по сравнению с первым полугодием 2010 г. (2,7млн швейц. фр.) имеет место спад, так как в 2011 г. этот показатель составил 2,1 млн швейц. фр.

Завершение реконструкции линии Берлин — Ганновер

Возобновилось движение поездов по прежнему расписанию на линии Берлин — Ганновер железных дорог Германии. Завершилась ее реконструкция, продолжавшаяся 5 мес и обошедшаяся в 110 млн евро.
Реконструктивные работы включали укладку 186км новых рельсов, 130 тыс. шпал и 110 тыс. т балластного материала, а также замену 21 стрелочного перевода. В это время движение поездов осуществлялось попеременно по одному из путей, из-за чего длительность поездки между Берлином и Ганновером была увеличена на 25 мин.

Линия Берлин —Ганновер, введенная в эксплуатацию в сентябре 1998 г. и имеющая длину 258 км, отличается весьма высокой загрузкой — на ней со скоростью до 250 км/ч ежесуточно обращаются до 170 поездов, в том числе высокоскоростные электропоезда семейства ICE, обычные пассажирские поезда категории Intercity, а также грузовые поезда. Поэтому путевая структура линии изнашивается быстрее, чем на других линиях. Кроме того, 2 года назад было обнаружено, что большое число шпал было изготовлено из железобетона низкого качества.

Компания инфраструктуры железных дорог Германии DB Netz организовала реконструкцию линии так, что работы на пути, контактной сети и по системам сигнализации выполнялись одновременно, что позволило существенно сократить их общую продолжительность, уменьшить помехи движению поездов и повысить производительность используемых технических средств, особенно тяжелых путевых машин.

ОАО «РЖД» отчиталось по МСФО

В сентябре 2011 г. ОАО «РЖД» представило консолидированную финансовую отчетность за 2010 г. по международным стандартам (МСФО). Холдинг продемонстрировал в 2010 г. рост выручки на 18% по сравнению с 2009 г. (1334 млрд против 1126млрд руб.). Прибыль до выплаты налогов, процентов и без учета амортизации (EBITDA) достигла 443,6млрд руб., а рентабельность по EBITDA по итогам 2010 г. составила 33%. Чистая прибыль холдинга выросла в 2010 г. на 75% и составила 208 млрд руб. (121 млрд руб. в 2009 г.).

Рельсы Tata Steel уложат на новой линии во Франции

Компания Tata Steel получила заказ на поставку 84 тыс. т рельсов для новой высокоскоростной линии Sud-Europe Atlantique протяженностью 302км, которая соединит юго-запад Франции с Парижем, Лондоном, Брюсселем и Амстердамом. Сталь будет произведена на британском заводе компании, после чего прокатана в рельсы длиной 108 м на металлургическом заводе в Айан-же вблизи г. Мец на севере Франции. Укладка столь длинных рельсов позволит повысить плавность хода поездов и сократит затраты на текущее содержание пути. Стоимость контракта составила около 80 млн евро. Начало по-
ставок запланировано на 2014 г. Скорость движения на новой линии составит 300км/ч, ее строительство начнется в первой половине 2012 г. и завершится в 2016 г. Ранее Tata Steel поставила с завода в Айанже рельсы для линии, на которой в 2007 г. был поставлен мировой рекорд скорости 574,8 км/ч.

Открытие первого участка высокоскоростной линии LGV Rhin-Rhone

Президент Франции Н. Саркози 8 сентября 2011 г. принял участие в церемонии завершения работ на головном участке длиной 140 км Вилье-ле-Пот (восточнее Дижона) — Пти-Круа (к юго-востоку от Бельфора) строящейся высокоскоростной линии LGV Rhin-Rhone. От станции вблизи Безансона он проехал на первом поезде до станции Бельфор-Монбельяр, где открылась выставка, посвященная 30-летию функционирования высокоскоростных сообщений на железных дорогах Франции.

По окончании процесса приемки и сертификации, который займет 3 мес и в ходе которого будут совершены испытательные пробеги общей протяженностью более 60 тыс. км, в декабре текущего года на данном участке начнется регулярное движение поездов TGV со скоростью до 320 км/ч. Затем будет введена в эксплуатацию вся восточная ветвь LGV Rhin-Rhone длиной 190 км от Дижона до Мюлуза.

В финансировании строительства этой восточной ветви приняли участие правительство страны (751 млн евро), RFF (642млн) и власти регионов Эльзас, Бургундия и Франш-Кон-те (653 млн); кроме того, 200 млн евро предоставил ЕС и 66 млн —правительство Швейцарии; общая стоимость работ оценивается в 2,31 млрд евро.

В высокоскоростной магистрали LGV Rhin-Rhone (помимо восточной ветви, она включает также южную ветвь от Дижона до Лиона, завершение строительства которой запланировано на 2015 г.) заинтересованы не только Франция, но и Швейцария и Германия. Так, длительность поездки от Дижона до Цюриха будет сокращена с 4 ч 30 мин до 2 ч 25 мин, весной 2012 г. откроется сообщение по маршруту Франкфурт-на-Майне —Лион — Марсель, а в декабре того же года—по маршруту Базель—Марсель. Внутренние перевозки на линии будут осуществляться 60 модернизированными поездами типа TGV Sud-est, международные—30 новыми двухэтажными поездами типа TGV Duplex.

Образовательно-выставочный поезд —теперь в Индии

Национальный открытый университет имени Индиры Ганди и министерство науки и технологий Индии планируют начиная с октября 2011 г. организовать курсирование на линиях широкой колеи железных дорог страны специального образовательно-выставочного поезда, получившего название Gyan Vigyan Mail. Поезд, двигаясь по определенному маршруту, будет иметь остановки на 65-70 крупных станциях, и во время стоянок жителям близлежащих населенных пунктов, преимущественно молодежи, представится возможность ознакомиться с деятельностью университета, воспользоваться консультационными услугами персонала поезда, просмотреть видеопрограммы и получить другую интересную информацию. Планируется выявить потенциальных студентов и оказать им помощь в подготовке к поступлению в университет.

Поезд состоит из 16 вагонов, из которых 10 оснащены разными видами информационной техники, включая телевизоры, видеомагнитофоны, дисплеи и т.д. (в том числе так называемый мобильный планетарий). Предусмотрено также обеспечить доступ посетителей к Интернету.

Полагают, что за 8 мес, в течение которых будет продолжаться первый рейс поезда, его посетят до 500 тыс. чел., что послужит повышению их интереса к образованию.

Стоимость проекта Gyan Vigyan Mail составляет 207млн рупий.

DB приостанавливают инфраструктурные проекты

Железные дороги Германии (DB) с начала сентября 2011 г. начали отказываться от ряда запланированных инфраструктурных проектов. Первым из них стал один из участков обращения экспресса Рейн —Рур (RRX). Речь идет о высокоскоростном сообщении Дортмунд—Кёльн. На этой линии для пуска экспресса нужно было модернизировать участок длиной 8 км в регионе Лангенфельда. Руководство DB считает, что эта работа может затянуться до 2020 г. в связи с недостаточным финансированием.

В рамочный инвестиционный план на 2011 -2015 гг. не включены также следующие проекты: У-образная линия, которая должна была соединить Гамбург и Бремен с Ганновером; новая линия между регионами Франкфурта-на-Майне и Мангейма. Эти объекты были включены в предыдущий план на 2006-2010 гг., но реализованы не были и не вошли в следующий план. Причиной стало то, что несколько начатых крупных проектов оказались более дорогими, чем планировалось. В связи с этим руководство DB решило сначала завершить их, прежде чем планировать реализацию новых.
Дефицит графиковых ниток для грузовых перевозок в Швейцарии

По оценкам специалистов, в 2012 г. в Швейцарии возникнет ощутимый дефицит грузовых графиковых ниток. Впервые при планировании графика движения 2012 г. на оси Лёчберг — Симплон оказалось, что для освоения объема перевозок, который требуется в соответствии с заявками клиентуры, возможностей грузовой линии недостаточно. Причиной этого является необходимость проведения работ по устранению последствий пожара в Симплонском тоннеле.

Разрешение конфликтов между компаниями-операторами является одной из задач службы составления графиков trasse.ch. При формировании расписания на 2012 г. удалось урегулировать 240 таких конфликтов. В случае отсутствия консенсуса служба trasse.ch впервые применила метод, при котором преференции получает та компания, которая больше заплатит за пользование инфраструктурой.

Контракт на поставку вагонов метро для Нанкина

Дочерняя компания крупнейшего китайского изготовителя подвижного состава CSR Nanjing Puzhen в соответствии с контрактом стоимостью 3,13 млрд юаней изготовит 402 вагона для линий 3 и 10 метрополитена Нанкина. Поставка нового подвижного состава приурочена к проведению в городе в 2014 г. второй летней юношеской Олимпиады. Для линии 3 будут построены 46 шестивагонных по-
ездов серии А, состоящих из четырех моторных и двух прицепных вагонов с облегченными сварными алюминиевыми кузовами. Их поставку планируется начать в марте 2013 г.

В мае того же года компания должна приступить к поставке нового подвижного состава и для частично введенной в эксплуатацию линии 10, строительство которой продолжается и должно быть полностью завершено к июню 2014 г. Для этой линии будет изготовлен 21 шестивагонный поезд с вагонами, имеющи-
ми усовершенствованные клепаные кузова. На них также предполагается реализовать ряд технических решений, способствующих сокращению энергопотребления, в частности использовать освещение на основе светодиодов.

Тяговый привод для вагонов, предназначенных для линии 10, в соответствии с контрактом стоимостью 23 млн евро изготовят компания Alstom Transport и организованное ею совместное предприятие Shanghai Alstom Electrical Equipment.

Stadler поставит вагоны Variobahn для Лондона

Транспортная администрация Transport for London заключила контракт на сумму 16,3 млн ф. ст., в соответствии с которым компания Stadler (Швейцария) должна поставить для трамвайной сети Tramlink в расположенном в южной части Лондона районе Кройдон шесть оснащенных системами кондиционирования воздуха низкопольных вагонов Variobahn. Это первый заказ компании Stadler на поставку трамвайных вагонов для Великобритании. Первый из заказанных вагонов должен быть получен к концу 2011 г. и введен в эксплуатацию весной 2012 г. Длина пятисекционного вагона Variobahn — 32 м, что
на 2,5 м больше, чем у эксплуатируемых сейчас в Кройдоне вагонов постройки компании Bombardier. Администрацией района Кройдон для приобретения новых вагонов предоставлено 3 млн ф. ст.; в эту сумму входят также расходы по адаптации существующих остановочных пунктов и депо к использованию подвижного состава большей длины.

Проблемы с ETCS в Швеции

Согласно данным шведского транспортного ведомства Trafikver-ket, эксплуатация модернизируемой линии Adalsbanan начнется лишь в 2012 г. вместо декабря 2011 г., как планировалось. Движение в ограниченном объеме откроется в апреле, а в полном —в августе 2012 г. Причиной такой задержки с вводом линии в эксплуатацию стали проблемы с поставками систем управления и обеспечения безопасности движения, построенных на базе европейского стандарта ETCS.

На линии, соединяющей города Сундсвалль и Соллефтео, проведена частичная модернизация инфраструктурных объектов и построены два спрямляющих участка. Ввод обновленной линии в эксплуатацию позволит увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок в Швеции на направлении север —юг. Пропускная способность линии увеличится с 8-10 до 50-60 поездов в сутки. Общая стоимость проекта составила 6,6 млрд шв. кр. в ценах 2007 г.

Huawei выходит на рынок Европы

Администрация железнодорожной инфраструктуры Испании ADIF в сентябре 2011 г. подписала соглашение с компанией Huawei Technologies (Китай) о совместной деятельности по реализации ряда исследовательских и внедренческих проектов. В частности, предстоит испытать разработанную компанией систему радиосвязи GSM-R на совместимость с системами других поставщиков. Кроме того, ADIF намерена впервые в мире смонтировать на строящемся испытательном полигоне вблизи г. Антекерра на юге Испании аппаратуру системы железнодорожной мобильной связи LTE-R, которую предоставит компания Huawei.

Испанский офис Huawei разместится в центре железнодорожных технологий ADIF в Малаге. Совместные работы на первом этапе будут сосредоточены на исследовании систем связи GSM-R и RBC-train, а также системы управления движением поездов Da Vinci. В дальнейшем ADIF и Huawei намерены создать совместное предприятие для продвижения результатов своей работы на рынки других стран Европы и участвовать в соответствующих тендерах.

Реконструкция железной дороги в Восточной Африке

Консорциум Rift Valley Railways с 2006 г. в соответствии с концессионным соглашением сроком на 25 лет является оператором основных железнодорожных линий в Кении и Уганде общей протяженностью 2350 км. Владельцы консорциума — компании Citadel Capital (Египет; 51 % акций), TransCentury (Кения; 34%) и Bomi Holdings (Уганда; 15% акций).

В августе 2011 г. было подписано соглашение о выделении первого пакета в размере 156 млн дол. США из общей суммы в 287млн дол., предназначенной для финансирования реконструкции важнейшей в Восточной Африке линии, соединяющей кенийский порт Момбаса и столицу Уганды Кампалу через столицу Кении Найроби. Проектом предусмотрены усиление путевой структуры, обустройство новых раздельных пунктов и укладка дополнительных боковых путей на существующих станциях, обновление парка подвижного состава с покупкой новых и модернизацией эксплуатируемых локомотивов и вагонов. Координация работ поручена бразильской железнодорожной компании America Latina Logistica.

Цель реконструкции заключается в повышении роли железных дорог в регионе. Для этого запланировано увеличить объем перевозок на линии Момбаса —Кампала с нынешних 1,5 млн т в год до 5 млн т в 2015 г. Уже предпринятые в этом направлении меры принесли ощутимые результаты: грузооборот нетто в течение первой половины 2011 г. возрос на 9% по сравнению с первой половиной 2010 г., а оборот вагонов на линии сократился на 27%.

Монтаж железнодорожной техники в базисном тоннеле Сен-Готард

С северного портала базисного тоннеля (станция Эрстфельд) осенью 2010 г. были начаты работы по монтажу железнодорожной техники. В течение четырех лет в тоннеле смонтируют большую часть железнодорожных устройств, а именно путь, контактную сеть с прочими устройствами тягового электроснабжения, системы связи и СЦБ. В дальнейшем различные виды работ будут вестись по всей длине тоннеля, который в 2016 г. будет полностью готов к эксплуатации. В первую очередь планируется завершить монтажные работы на участке Эрстфельд — Амштег — Седрун-Восточ-ный. Пробные поездки должны начаться в 2013 г.