Skip to content

«ЭКСПО 1520»- инновации и рекорды

III Международный салон «ЭКСПО 1520», проходивший с 7 по 10 сентября 2011 г., оказался богат интересными событиями—состоявшимся впервые парадом локомотивов и другой железнодорожной техники, демонстрацией двухсистемного электровоза ЭП20, рекордной поездкой газотурбовоза ГТ1. Также впервые на салоне присутствовал подвижной состав компании Stadler—электропоезд, поставляемый в Белоруссию.

Салон «ЭКСПО 1520», расположившийся на площадке Экспериментального кольца ОАО «ВНИИЖТ», оправдал репутацию крупнейшей выставки железнодорожной отрасли на «пространстве 1520». Уступая по уровню организации, количеству гостей и участников знаменитой выставке Inno-Trans, салон тем не менее смог в этом году в полной мере раскрыть, наконец, главное преимущество перед берлинским смотром — возможность продемонстрировать новый подвижной состав в движении на путях Экспериментального кольца.

 

Свою продукцию на выставке представили около 400 компаний из России и 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Экспозиция салона заняла четыре павильона и открытые площадки на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ. За три дня салон посетили 14000 специалистов.

Утром 7 сентября начала работу международная конференция «Железнодорожное машиностроение: перспективы, технологии, приоритеты», в которой участвовали представители ОАО «РЖД», государственных органов Российской Федерации, отечественной и зарубежной железнодорожной промышленности, НИИ и вузов. В перерыве состоялось торжественное открытие выставки «ЭКСПО 1520», в ходе которого гостей и участников салона приветствовали президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин и председатель комитета Государственной думы РФ по транспорту С.Н. Шишкарёв.

Крупные контракты

В ходе конференции были подписаны соглашения ОАО «РЖД» с компаниями Siemens и «Группа «Синара» о поставке 1200 вагонов электропоездов «Ласточка» (Desiro Rus) с 2015 по 2020 г. Стоимость контракта составляет 2,1 млрд евро. Новые поезда будут выпускать на заводе «Уральские локомотивы» — совместном предприятии компаний Siemens и «Группа «Синара» в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Согласно контракту, уже в 2015 г. будут построены 30 пятивагонных электропоездов, глубина локализации составит 35%. В дальнейшем уровень локализации доведут до 80%. В кооперационных поставках будут участвовать более 80 российских промышленных предприятий. Основные технические характеристики электропоезда: длина —126,5 м, ширина кузовов вагонов — 3480 мм, масса тары — 270 т, мощность тягового привода — 2550 кВт, максимальная эксплуатационная скорость — 160 км/ч, число мест для сидения — 466. Предусмотрено выпускать поезда постоянного и переменного тока, а также в двухсистемном исполнении.

ОАО «РЖД» и компания Siemens подписали также контракт на сумму 500 млн евро, который предусматривает техническое обслуживание заказанных ранее 54 двухсистемных электропоездов «Ласточка» в течение 40 лет начиная с 2013 г. Техническое обслуживание будет выполняться в двух депо — на станциях Адлер (Сочи) и Подмосковная (Москва). Депо, а также персонал (до 80 чел. в периоды пиковой нагрузки) предоставит ОАО «РЖД». Коммерческая эксплуатация этих поездов начнется в 2013 г. в Казани и Сочи, а зимой 2014 г. они будут перевозить спортсменов и зрителей Олимпийских игр в Сочи. Также планируется использовать эти поезда во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. в России.

Еще одно важное соглашение было подписано 7 сентября между компаниями «НПК «Уралвагонзавод» и «Второй грузовой компанией». Стороны достигли предварительной договоренности на поставку 40 тыс. вагонов на сумму более 126 млрд руб. Вскоре после выставки планируется заключить договор о ежегодной поставке в течение четырех лет 10 тыс. вагонов (в том числе 7000 полувагонов и 3000 цистерн). Первые поставки вагонов должны начаться уже в этом году.

Заметным событием для промышленности средств СЦБ стало подписание соглашения о сотрудничестве между компаниями Alstom и российским НПО «Промэлектро-ника», которое предусматривает создание совместного предприятия в Москве, где будет производиться весь спектр устройств систем автоматики и телемеханики,адаптированных к стандартам железных дорог России и стран ближнего зарубежья. В новом СП доля Alstom составит 51%, «Промэлектрони-ки» —49%.

Международное сотрудничество как двигатель инноваций

На этой выставке были продемонстрированы убедительные результаты сотрудничества российской и зарубежной железнодорожной промышленности в самых разных областях. Для производства высокотехнологичной продукции были глубоко модернизированы существующие заводы и созданы новые производства, в которых заняты тысячи работников в нашей стране и странах СНГ.

Дебют ЭП20. Вскоре после открытия салона широкой публике впервые был продемонстрирован двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20 с асинхронным тяговым двигателем —совместная разработка компаний «Трансмашхолдинг» и Alstom, ставшая первым результатом их глобального партнерства. Для разработки электровозов и электропоездов эти компании создали инжиниринговый центр «ТРТранс», а также совместное предприятие «Технологии рельсового транспорта». Электровоз ЭП20 построен на НЭВЗе, его основные технические характеристики: мощность часового режима — 7200 кВт, максимальная эксплуатационная скорость — 200 км/ч, максимальная сила тяги при трогании — 450 кН.

В новом электровозе использованы асинхронный тяговый привод с преобразователями на базе IGBT-транзисторов с индивидуальными инверторами и обеспечением поос-ного регулирования, микропроцессорная система управления, технической диагностики и обеспечения безопасности движения, система автоведения поезда, модульные кабины управления с климат-контролем, колесные пары с безбандажными колесами, обладающими ресурсом до 1 млн км, индивидуальные тормозные блоки. Первые два электровоза уже изготовлены и готовятся к испытаниям. Начало поставок таких локомотивов Российским железным дорогам запланировано на 2012 г. До 2020 г. ОАО «РЖД» должно получить 200 электровозов ЭП20. Их предполагают использовать на наиболее загруженных направлениях с большими пассажиропотоками, таких, как Москва — Адлер. Москва — Брест и др.

Кроме того, совместными усилиями компаний «Трансмашхолдинг» и Alstom создается грузовой восьмиосный электровоз переменного тока серии 2ЭС5. В апреле 2011 г. НЭВЗ выпустил макетный образец такого локомотива. По электрооборудованию (в том числе по тяговому приводу) этот электровоз в значительной степени унифицирован с электровозом ЭП20.

Грузовой «Гранит». На салоне были представлены сразу два электровоза постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» (один из них участвовал в параде локомотивов). Этот локомотив уже продемонстрировал свои выдающиеся характеристики в августе 2011 г., когда в трехсекционном исполнении провел поезд массой 9000 т через Уральские горы.

Электровозы построены на предприятии «Уральские локомотивы» и стали результатом сотрудничества компаний «Группа «Синара» и Siemens. Они предназначены для замены электровозов постоянного тока серии ВЛ11 и способны в двухсекционном исполнении вести поезда массой 9000 т на участках с равнинным (с уклонами до 5 %о) профилем и 5300 т на участках с
горным (с уклонами до 8%о) профилем. Асинхронный тяговый привод с преобразователями на базе IGBT-транзисторов улучшает тяговые свойства локомотива и позволяет снизить удельный расход электроэнергии на 8-10% по сравнению с эксплуатируемыми электровозами аналогичного назначения. Бортовая система технической диагностики осуществляет мониторинг работы оборудования электровоза с передачей данных в центр управления перевозками и в ремонтное предприятие. Применяемая на электровозе система автоматического ведения поезда регулирует работу тягового привода по заданному перегонному времени хода с непрерывным отслеживанием местоположения локомотива с помощью систем спутниковой навигации.

В соответствии с ранее подписанным контрактом предприятие «Уральские локомотивы» должно в 2011-2016 гг. поставить Российским железным дорогам 221 электровоз 2ЭС10. После успешных испытаний электровоз 8 сентября 2011 г. получил сертификат PC ФЖТ, что дает право на серийное производство.

Американские тележки под российскими вагонами. Тихвинский вагоностроительный завод и Инженерный центр вагоностроения представили результаты сотрудничества с американскими компаниями Starfire Engineering & Technologies и Standard Car Truck — вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9870 на тележках типа 18-9855 (Barber S-2-R).

Масса тары вагона — 24 т, объем кузова — 101м3, грузоподъемность — 76 т. Вагон отличают увеличенный объем кузова при сохранении той же длины и массы тары, повышенная устойчивость от опрокидывания, наличие эффективной тормозной системы за счет применения потележечного торможения.

В тележке 18-9855 использованы боковые и надрессорная балки с улучшенными показателями статической и усталостной прочности, кассетные роликовые конические подшипники с опиранием боковых рам через адаптеры, рессорное подвешивание из девяти двухрядных спиральных пружин с кусочно-линейной характеристикой, фрикционные гасители колебаний принципиально новой конструкции, боковые скользуны постоянного контакта. Межремонтный пробег тележки составляет 500 тыс. км, а срок службы износостойких элементов увеличен до 1 млн км. Стоимость жизненного цикла уменьшена вдвое по сравнению с эксплуатируемыми тележками модели 18-100.

Тихвинский вагоностроительный завод — новое предприятие с вагоностроительным, литейным и колесным производством. Начало выпуска серийной продукции намечено на 2011 г. Мощности завода позволяют выпускать 13 тыс. грузовых вагонов в год.

Американский дизель в тепловозе ТЭМ-2МК. Еще одним примером сотрудничества с компаниями из США стал маневровый тепловоз с электрической передачей, в котором использован силовой агрегат мощностью 1800 л. с. на базе дизельного двигателя и вспомогательного оборудования General Electric. Тепловоз оснащен микропроцессорной системой управления основным оборудованием. Он стал результатом модернизации и ремоторизации тепловоза серии ТЭМ2, выполненных предприятием «Кировский машзавод 1 мая» по заказу компании «Железные дороги Якутии». До 2013 г. будет поставлено 17 таких локомотивов, рассчитанных на экстремальные условия эксплуатации.

Evolution в Казахстане. Шестиосные грузовые тепловозы серии ТЭЗЗА семейства Evolution по лицензионному соглашению с General Electric строит новый завод «Локомотив курастыру зауыты» (дочерняя компания железных дорог Казахстана) в Астане. Основные технические характеристики тепловоза: масса — 138т, мощность силового агрегата — 4564 л. с., сила тяги при трогании — 534 кН, удельное потребление топлива — 192 г/кВт ч, конструкционная скорость—120 км/ч.

Особенностью локомотива является использование нового силового агрегата мощностью 4564л. с. компании General Electric на базе 12-цилиндрового дизельного двигателя семейства GEVO, отличающегося повышенной экономичностью и соответствующего природоохранным требованиям уровня ЕРА 2 и МСЖД III. Кроме того, на тепловозе применена передача переменного тока с асинхронным тяговым приводом и поосным регулированием, что обеспечивает повышенную силу тяги и снижает вероятность боксо-вания колесных пар, а также микропроцессорная система управления основным оборудованием.

Цистерна от Tatravagonka. Компания Tatravagonka построила для железных дорог колеи 1520 мм опытную партию шестиосных цистерн типа Zanss для перевозки светлых нефтепродуктов с увеличенным до 137 м3 объемом котла. Один из этих вагонов был представлен на выставке. Масса тары цистерны — 40т, грузоподъемность — 110т, максимальная эксплуатационная скорость — 120 км/ч. Примененные в этих цистернах трехосные тележки типа TVP 2011-3R рассчитаны на осевую нагрузку до 25 т и обеспечивают плавность хода и сниженное воздействие на путь.

В рамках совместного предприятия с ОАО «РЖД» компания уже изготовила и передала ОАО «Трансконтейнер» опытную партию построенных в Словакии платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Stadler пришел в Белоруссию. Белорусская железная дорога заказала компании Stadler десять сочлененных четырехвагонных электропоездов переменного тока серии ЭПГ. Шесть поездов предназначены для обслуживания пригородных перевозок в регионе Минска, четыре — для ускоренных региональных сообщений Минска с другими крупными городами страны.

Электропоезда ЭПГ принадлежат к семейству FLIRT и представляют собой модификацию поездов серии Sm5, успешно эксплуатируемых на железных дорогах Финляндии. Они являются первыми частично низкопольными поездами, введенными в обращение в странах СНГ.

Электропоезд вместимостью 232 места для сидения (28 откидных) имеет максимальную скорость 160 км/ч. Поезд оснащен асинхронным тяговым приводом с преобразователями на базе IGBT-транзисторов и микропроцессорной системой управления и технической диагностики. Возможна эксплуатация трех поездов в сцепе с управлением по системе многих единиц.

В поезде нет межвагонных переходов, вместо них устроен сквозной проход. Салоны оборудованы системами кондиционирования воздуха, информирования пассажиров и видеонаблюдения; предусмотрена многофункциональная зона для размещения инвалидной коляски или крупногабаритного багажа с расположенным здесь же туалетом, приспособленным для пользования лицами с ограниченной мобильностью.

Первые электропоезда ЭПГ уже введены в обращение на маршруте Минск — Беларусь (Заславль).

Bombardier и «ЭЛТЕЗА». После завершения сделки по приобретению компанией Bombardier 50%-ной (минус одна акция) доли ОАО «ЭЛТЕЗА» обе стороны ведут интенсивную подготовку к производству устройств СЦБ, адаптированных к условиям России и других стран СНГ. На совместном стенде «ЭЛТЕЗА» и Bombardier были продемонстрированы некоторые из этих устройств, в том числе стрелочный электропривод EBI Switch 2000, выполненный в виде шпального бруса.

Помимо новых стрелочных электроприводов, на Лосиноостровском заводе в Москве, входящем с состав «ЭЛТЕЗА», будут выпускать кодовые тональные рельсовые цепи EBI-Track 400, автоматическую переездную сигнализацию EBIGate 2000 и оборудование для микропроцессорной централизации EBI Lock 950, внедряемой другим совместным предприятием ОАО «РЖД» и Bombardier — «Бомбардье Транспор-тейшн (Сигнал)» и хорошо известной на Российских железных дорогах.

Вскоре после завершения салона «ЭКСПО 1520» состоялась презентация новой дирекции по внедрению зарубежных технологий ОАО «ЭЛТЕЗА» и производственной площадки на Лосиноостровском заводе, где будет организовано изготовление этой продукции с использованием принципов производства, принятых в компании Bombardier.

Безбалластный путь для Олимпиады в Сочи. На стенде компании «РЖДстрой» была представлена путевая структура LVT, права на использование которой были получены от швейцарской компании Sonn-eville (подробнее — см. «ЖДМ», 2011, №7, с. 3-4). Эта технология используется при строительстве железнодорожных линий, прокладываемых в соответствии с проектом подготовки к Олимпийским играм 2014 г. в Сочи.

На выставке было представлено также множество других интересных экспонатов. В их числе — подъемник для содержания контактной сети VCP 2N компании Geis-mar, рельсофрезерный поезд MFL и шпалоподбивочная машина 09-ЗХ Dynamic Express, выпускаемые калужским заводом «Ремпутьмаш» в кооперации с австрийскими компаниями MFL и Plasser&Theurer, энерговагон на водородном топливе, разработанный ВНИИЖТом для электроснабжения машин и механизмов при работе в тоннелях, и др.

Парад локомотивов

В дни работы выставки на Экспериментальном кольце впервые проводился парад железнодорожной техники, в котором участвовали как легендарные паровозы, так и современные локомотивы, а также новейшие путевые машины. На глазах у многочисленных зрителей газотурбовоз ГТ1 провез 170 вагонов общей массой 16 тыс. т, поставив новый мировой рекорд по массе и длине грузового состава, проведенного одним локомотивом.

В пятницу, 9 сентября, на выставке побывали студенты российских вузов и молодые специалисты, а на следующий день выставка была открыта для всех желающих.

А. Ю. Ефремов, Б. М. Райскин