Skip to content

Высокоскоростная линия на юго-востоке Китая

В Китае последовательно формируется сеть высокоскоростных сообщений, охватывающая всю страну. Одним из ее элементов станет новая высокоскоростная линия, которую в 2015 г. планируется завершить в Гонконге. Она должна усилить роль региона как транспортного узла на юго-востоке Китая.

В январе 2011 г. корпорация Mass Transit Railway (MTR) подписала контракт стоимостью 235 млн Гонконг, дол. на строительство южной части станции Цзюлун-За-падный, которая станет терминалом для региональной высокоскоростной линии Express Rail Link (ERL). Контракт заключен с совместным предприятием, в которое вошли компании британская инжиниринговая Laing O’Rourke и китайская строительная Hsin Chong & Paul Y. Работы, предусмотренные данным контрактом, представляют важный этап реализации проекта ERL в целом. Выполнение других этапов также ведется высокими темпами (рис. 1). Проходка тоннеля длиной 26 км на островном участке высокоскоростной линии Гуанчжоу — Шэньчжэнь — Гонконг начата примерно через год после согласования проекта правительством этого специального административного района Китая и заключения MTR первых контрактов.

 

От станции Цзюлун-Западный линия пройдет к границе административного района около г. Шэньчжэнь, где выйдет на высокоскоростную сеть материкового Китая, протяженность линий которой в настоящее время достигает 16 тыс. км. Линия Ухань — Гуанчжоу открыта в декабре 2009 г., ввод в эксплуатацию линии Гуанчжоу-Южный — Хумынь — Шэньчжэнь-Северный — Футянь с выходом на ERL планируется на 2012 г.

Планирование трассы

Первые предложения по проекту скоростной линии появились в стратегии развития железных дорог региона в 2000 г., правительство Гонконга одобрило проект в октябре 2009 г., а в январе 2010 г., несмотря на протесты на местном уровне, принят пакет финансирования. Правительство Гонконга предпочло концессионный подход и будет напрямую финансировать проект, но функции проектирования и строительства переданы корпорации MTR. По завершении строительства MTR будет предложено заняться эксплуатацией линии в рамках отдельного соглашения. Корпорация в свою очередь будет вносить концессионные платежи.

Общая стоимость проекта ERL в ценах 2009 г. оценивается в 62,4 млрд Гонконг, дол. Линия пройдет под землей от станции глубокого заложения Цзюлун-Западный в сторону границы. На этом участке не предусмотрены промежуточные станции. Первую остановку региональные поезда будут делать на станции Футянь на западной окраине Шэньчжэня, севернее границы.

Максимальная скорость движения на тоннельных участках ограничена 200 км/ч. Расчетная провозная способность линии при минимальном межпоездном интервале 3 мин составит 10 тыс. пассажи-ров/ч в каждом направлении.

При определении трассы ERL корпорация MTR принимала во внимание различные факторы: технические, эксплуатационные, инженерно-геологические, вопросы безопасности, выделения земельных участков и влияния на качество жизни населения в зоне тяготения к новой линии. В результате выбор остановился на подземном варианте на всем протяжении линии. Предложения по частичному использованию участков трех имеющихся в Гонконге железнодорожных линий (в том числе скоростной, ведущей в аэропорт) отвергнуты в целях исключения любых конфликтов с местными сообщениями.

Принимая во внимание, что городские территории вблизи станции Цзюлун-Западный уже плотно застроены, при выборе трассы тоннеля проектировщики стремились минимизировать воздействие на существующую инфраструктуру в ходе строительных работ и при дальнейшей эксплуатации линии. Однако при этом расположение станции должно было быть удобным с точки зрения перспектив ее использования как крупного транспортного узла и коммерческого центра. Тоннель пройдет под двумя действующими автомобильными магистралями и густонаселенным, насыщенным инфраструктурой районом Тай-Кок-Цуй.

В местности с меньшей плотностью населения трасса проложена под центральной частью Новых территорий и под районами Кам-Шань, Тай-Мо-Шань, Кай-Кун-Лен и Май-По. Пути отстоя подвижного состава и предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ планируется разместить в районе Шек-Кун. Эта площадка находится примерно посередине между станциями Цзюлун-Западный и Футянь, что удобно с точки зрения реагирования на чрезвычайные ситуации в любых точках тоннеля. Кроме того, местность здесь представляет собой равнину с развитой сетью автомобильных дорог, которые обеспечат в случае необходимости быструю эвакуацию пассажиров.

В общей сложности на линии планируется создать восемь точек аварийного доступа в тоннели, семь из которых будут организованы в зданиях с устройствами системы вентиляции, равномерно распределенными вдоль трассы. Специальное сооружение для экстренного доступа построят в Тай-Кун-По.

Терминал Цзюлун-Западный

Станция Цзюлун-Западный расположена недалеко от большого числа коммерческих и торговых предприятий, гостиниц и жилых массивов, где уже имеется хорошо развитая сеть рельсового транспорта, включая эксплуатируемые MTR линии Tung Chung и Airport Express, имеющие общую станцию Цзюлун, а также линию West Rail со станцией Остин. Пеший переход от станции Цзюлун первых двух линий до нового терминала займет 10 мин, а от станции Остин — 3 мин. Проект станции предусматривает обустройство в терминальном комплексе большого числа пешеходных мостов и переходов, движущихся тротуаров, эскалаторов и лифтов, исключающих лестничные марши. С северной стороны станции расположатся площадки для пересадки на городские и междугородные автобусы и такси.

Население Гонконга к 2016 г. достигнет, согласно прогнозам, 7 млн чел., и примерно 30% из них (2,1 млн чел.) будут проживать в радиусе не более 5 км от новой станции. В этой же зоне сконцентрируется примерно половина (порядка 1,7 млн чел.) трудоспособного населения. Деловые районы Гонконга Цим-Ша-Цуй и Центральный находятся на таком расстоянии от новой станции, которое поезда местного сообщения преодолеют менее чем за 15 мин, а крупные жилые районы — в радиусе 30-минутной поездки. Терминал Цзюлун-Западный занимает на поверхности площадь 11 га, обустроенную как общественная парковая зона, откуда открывается захватывающий вид на высотные сооружения на островном берегу (рис. 2). Однако основные службы разного назначения, в том числе таможенная, иммиграционная и карантинная, разместятся на четырех подземных уровнях, равно как и залы ожидания, магазины беспошлинной торговли, а также обычные предприятия сферы обслуживания пассажиров. Предусмотрено строительство 15 платформ в нижнем уровне: 9 для поездов дальнего следования, 6 для местных челночных поездов, которые будут обеспечивать перевозки пассажиров между Гонконгом и городами Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Решения, предложенные для интерьера станции, предусматривают естественное освещение (в том числе платформ) через мощные световые колодцы (рис. 3).

Прогнозируется, что ERL будет перевозить к 2016 г. ежесуточно около 99 тыс. пассажиров; это соизмеримо с объемом обслуживания пассажиров международных и внутренних рейсов аэропорта Гонконга.

Новая железнодорожная станция находится в Цзюлуне севернее нового культурного района, строительство которого планируется завершить одновременно с завершением работ на станции. Предполагается, что такое соседство будет экономически выгодным для обоих объектов: новая линия обеспечит удобное сообщение с районом концентрации учреждений культуры и искусства, а также торговых центров для жителей городов, расположенных в дельте Жемчужной реки и более отдаленных местностях. В свою очередь, увеличение числа посетителей благотворно скажется на доходах новой железнодорожной магистрали и будет способствовать дальнейшему развитию экономики Гонконга.

Разработка подземных полостей для строительства вестибюля, платформ и подходов к тоннельным участкам уже началась. При этом вывоз удаленной породы организован на баржах.
Ход строительства

Первый участок линии в северном направлении от станции Цзю-лун-Западный строится открытым способом до пересечения с автомобильной дорогой Lai Cheung в районе Мун-Кок, где начинается участок на глубине 30 м, который сооружается с помощью проходческих машин. Стартовый ствол этого участка тоннеля расположен вблизи станции линии West Rail (район Нам-Чон), а портал — рядом с автомагистралью Lai Cheung. По завершении проходки тоннелей первый ствол будет переоборудован в вентиляционную установку.

Строительство тоннелей в других районах на глубине от 35 до 250 м ведется разными способами: буровзрывным и с помощью проходческого щита. Для безопасного хранения взрывчатых веществ оборудован специальный временный склад.

Сооружение тоннелей для путей отстоя и аварийно-спасательных работ в районе Шек-Кун начато в декабре 2010 г. и ведется открытым способом. Как и на станции Цзюлун-Западный, выбранная порода вывозится водным путем, чтобы минимизировать объем автомобильных перевозок. Для погрузки породы на баржи оборудованы два причала. В конце 2011 г. один из них будет заменен новым, приближенным к месту работ.

Преимущества принятых решений

Прогнозируется, что реализация проекта ERL в период пика строительных работ позволит создать только в Гонконге около 11 тыс. прямых рабочих мест. Появление примерно такого же числа вакансии инициируется в сферах обслуживания, торговли,туризма и других.

После открытия новой линии продолжительность поездки между Гонконгом и Гуанчжоу (в настоящее время 1 ч 40 мин) сократится вдвое, а расчетное время следования поездов от станции Цзюлун-Западный составит: до станций Футянь —14 мин, Шэньчжэнь-Северный, Хумынь и Гуанчжоу-Южный — 23,33 и 48 мин соответственно. На станции Футянь предусмотрена пересадка на линии 1, 2, 3 и 4, на станции Шэньчжэнь-Северный — пересадка на линии 4,5 и 6 метрополитена Шэньчжэня.

Сокращение затрат времени населением на поездки по магистрали послужит социальной и экономической интеграции Гонконга с другими крупными городами, расположенными в долине Жемчужной реки, поскольку даст возможность большей части населения региона выполнять поездки в Гонконг в течение одного дня. В этом направлении администрация Гонконга всемерно добивается реализации концепции одночасовой доступности мест работы, покупок и развлечений и стремится развивать научный и культурный обмен с материковым Китаем.

Высокоскоростные челночные поезда будут отправляться от станции Цзюлун-Западный в Шэньчжэнь с интервалом 15 мин, в Гуанчжоу — 30 мин, что, по расчетам, обеспечит в 2016 г. ежедневную перевозку 65,4 тыс. пассажиров в Футянь и Шэньчжэнь и 18,6 тыс. чел. в Хумынь и Гуанчжоу.

Магистраль ERL, войдя составной частью в быстроразвивающую-ся сеть высокоскоростных железных дорог Китая, улучшит транспортное обслуживание примерно 60 млн чел., проживающих на расстоянии 4-часовой доступности от Гонконга. Помимо местных челночных, между Гонконгом и 16 крупными городами материкового Китая будут обращаться 33 пары поездов дальнего следования (таблица), которые, согласно прогнозу, уже в первый год эксплуатации будут ежедневно привлекать до 15 тыс. дополнительных пассажиров. В сравнении с обычными пассажирскими поездами дальнего следования на локомотивной тяге новые высокоскоростные электропоезда обеспечат сокращение времени следования между Гонконгом и Шанхаем с 18 ч 30 мин до 6 ч, а между Гонконгом и Пекином — с 23 ч 30 мин до 8 ч.

Если принять годовое сокращение затрат времени на поездки равным приблизительно 42 млн человеко-часов, эквивалентная экономия за 50-летний период в денежном выражении составит 87 млрд Гонконг, дол. Эксплуатация ERL позволит также сократить число местных авиарейсов, что будет способствовать устойчивому развитию Гонконга при одновременном сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов.

Т. С. Chew. Railway Gazette International, 2011, №2, p. 45-48; материалы корпорации Mass Transit Railway (www.expressraillink.hk).