Skip to content

Перспективы развития метрополитена и трамвая в Берлине

Основой транспортных систем крупных городов мира зачастую является рельсовый транспорт. Не составляет исключения из этого правила и Берлин, который уже в XIX в. представлял классический пример города, ориентированного на рельсовые виды транспорта. Станции региональных сообщений, плотная сеть линий городской железной дороги (S-Bahn) и метрополитена (U-Bahn) формируют интегрированную транспортную систему столицы Германии, занимающей площадь 892 км2 и имеющей численность населения 3,4млн чел.

Городской транспорт Берлина

S-Bahn и U-Bahn Берлина тесно связаны: пересадочные станции между ними начали строить уже в 1920-х годах (рис. 1). Выполненная в 1990-х годах реконструкция линий S-Bahn, обусловленная объединением Германии, включала устройство коротких связующих участков между линиями восточной и западной сетей. В результате почти все линии метрополитена получили выходы на кольцевую линию S-Bahn, окружающую центр города. В районах, не охваченных S-Bahn и метрополитеном, эту систему дополняет сеть MetroLine, сформированная наиболее интенсивно используемыми линиями трамвая и автобусными маршрутами.

 

S-Bahn Berlin является дочерней компанией Deutsche Bahn (DB); метрополитен (9 линий, 170 станций; рис. 2), трамвайные (22 маршрута, 100 км, 800 остановок; рис. 3) и автобусные сообщения (150 маршрутов, 6500 остановок) находятся в ведении Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) — крупнейшей муниципальной компании общественного транспорта Германии.

BVG к августу 2020 г., когда истекает срок действия текущего 12-летнего контракта с городским сенатом, должна добиться увеличения объема перевозок на 10% (до 1 млрд пассажиров в год) и в значительно более сжатые сроки решить еще одну задачу — стать прибыльным предприятием. Пока же накопленная задолженность BVG приближается к 778 млн евро, убытки составляют порядка 65 млн евро в год.

По условиям контракта BVG получает годовое возмещение в размере 250 млн евро, включая 175 млн на текущее содержание инфраструктуры и 75 млн евро на покрытие расходов по транспортному обслуживанию населения. Проблема состоит в том, что этих средств и доходов от перевозок недостаточно для покрытия расходов по эксплуатационной деятельности и содержанию инфраструктуры. Только на обслуживание долга ежегодно требуется порядка 30 млн евро, хотя BVG и ставит целью выйти на уровень прибыльности к 2016 г. В большинстве городов Германии власти покрывают долги муниципальных транспортных компаний в конце года. Поскольку власти Берлина не имеют возможности поступить так же, BVG вынуждена идти другими путями. Администрация добилась в последние годы повышения производительности труда и усилила контроль за расходами, в результате чего уже более 90% расходов покрывается за счет собственных доходов. Улучшить финансовое состояние компании должно привлечение новых пассажиров.

Тенденция роста пассажирских перевозок на общественном транспорте оказала оздоравливающее влияние в ситуации экономического спада. Правда, на фоне общей тенденции к повышению наблюдались отдельные колебания. Так, чемпионат мира по футболу, состоявшийся в 2006 г., способствовал росту перевозок до 914 млн чел., но продолжавшиеся несколько недель забастовочные акции в 2008 г. привели к снижению объема до 832 млн чел. Отток пассажиров с линий перегруженной городской железной дороги S-Bahn привел к тому, что в 2010 г. перевозки BVG выросли до 922 млн, стабилизация ситуации на S-Bahn в 2011 г. может сказаться на работе BVG — прогнозируется снижение объема до 916 млн чел.

Кризис, с одной стороны, способствовал стабильности роста перевозок, но, с другой стороны, ставил новые финансовые задачи. Пассажиры стали острее реагировать на изменение тарифов, чем раньше. И это вынудило BVG отказаться от повышения цены на проезд в 2009 и 2010 гг., в то время как расходы на энергоносители возросли до 100 млн евро в год.

Развитие инфраструктуры

Крупным мероприятием, направленным на развитие сети метрополитена и финансируемым вне рамок рассмотренного бюджета, является проект стоимостью 433,2 млн евро по строительству продолжения линии U5 от западной конечной станции Александерплац к станции у Бранденбургских ворот на до сих пор изолированной линии U55 (рис. 4). Пока ведутся археологические изыскания, BVG ожидает разрешения на проведение следующих этапов, включая международный тендер. Проходческие щиты могут появиться на месте работ в марте-апреле
2012 г., на строительство линии длиной 2,2 км потребуется порядка 7 лет. Сложность этого проекта обусловлена состоянием грунтов, в основном содержащих песок, и близостью грунтовых вод. Линия пройдет под рекой Шпре через исторический центр города. Кроме того, возможно пересечение с построенными в годы Второй мировой войны тоннелями, не зафиксированными ни на каких планах. Не исключены интересные находки под улицей Унтер-ден-Линден.

Обрушение тоннеля в Кёльне в 2009 г. повлекло за собой ужесточение требований к безопасности проходческих работ. BVG тесно сотрудничает с транспортными администрациями других городов по обмену опытом строительства тоннелей с контролируемыми затратами.

В ближайшее время не планируется строительство других новых линий метрополитена в Берлине, хотя городской сенат и BVG интересуются еще не вышедшими на этапы планирования или бюджетирования проектами, которые могли бы заполнить отсутствующие связи на действующей сети, включая продолжения линий U2 до района Панков или U3 до площади Магдебург-плац. Самой серьезной проблемой, связанной со строительством новых участков в продолжение действующих линий метрополитена, являются высокая стоимость — в Берлине она достигает 100 млн —150 млн евро/км. Линии трамвая обходятся намного дешевле — 10 млн/км. Поэтому для Берлина предпочтительнее вариант строительства коротких участков подземных линий. В любом случае важно оценивать предпочтительность того или иного вида транспорта для проекта новой транспортной связи.

Нет пока и планов перевода линий метрополитена на автоматизированный режим движения поездов (без машинистов). В 1996-2002 гг. BVG принимала участие в проекте Star по оценке автоматизированных режимов движения поездов, результаты которого показали, что переход на такие режимы возможен без отрицательного влияния на нормальную эксплуатацию. В проекте была задействована часть линии U5, хотя затем, по завершении проекта, соответствующее оборудование было снято. По современным оценкам, такой переход не дает существенного сокращения расходов.
К тому же европейским пассажирам, по мнению BVG, традиционно привычнее и спокойнее, когда поезд ведет машинист.

BVG планирует провести конкурс на поставки 104 поездов для линий метрополитена малого габарита (Ш — U4) с целью замены подвижного состава, эксплуатируемого более 40 лет. Восемь из 10 линий метрополитена Берлина работают 24 ч в сутки с 15-минутным межпоездным интервалом по выходным дням и в ночные часы. Начиная с мая 2011 г. межпоездной интервал по воскресным дням сокращен до 5 мин с конечной целью увеличения объема перевозок. Тем самым создан уникальный для Европы прецедент — BVG стремится подтолкнуть горожан к тому, чтобы отказаться от автомобиля и организовать воскресный отдых с помощью общественного транспорта. Берлин пока остается городом, дружелюбно настроенным к автомобилистам; бесплатные парковки в центральных районах — распространенное явление. Однако ситуация уже начинает меняться, и общественный транспорт предлагает горожанам и гостям столицы альтернативный вариант, в большей степени соответствующий принципу устойчивого развития.

Трамвайные сообщения

Начиная с 1994 г. на берлинской сети линий трамвая общей протяженностью 192 км выполняется программа поэтапной модернизации инфраструктуры, устройств систем электроснабжения, управления движением и обновления парка подвижного состава в соответствии с современными стандартами. На основных маршрутах этот процесс уже завершен и продолжается на второстепенных.

Крупнейшим проектом этой программы является замена высокопольных вагонов трамвая типа КТ4, поставленных компанией CKD Tatra (тогда — Чехословакия) в 1976-1988 гг., низкопольными семейства Flexity, разработанными компанией Bombardier специально для Берлина. Четыре предсерийных сочлененных вагона Flexity Berlin разной длины (от 30 до 40 м) и конфигурации (от пяти до семи секций) поставлены в 2008 г. для оценки в условиях регулярной эксплуатации. Первая партия вагонов (99 ед.) уже заказана в 2009 г., поставки начнутся в сентябре 2011 г. В частности, к концу 2011 г. Bombardier отправит в Берлин девять двухкабинных вагонов серии F8E длиной 40 м, рассчитанных на движение в обоих направлениях, а затем будет строить по 21 вагону в год. При условии подтверждения всех оговоренных опций суммарный размер заказа может достичь 210 ед.

Период испытаний предсерийных вагонов важен как с точки зрения изучения мнения и пожеланий пассажиров, так и с технической стороны. Пассажиры реагируют на появление новых вагонов с энтузиазмом, особое одобрение вызывают просторные интерьеры и многофункциональные зоны для размещения инвалидных, детских колясок и велосипедов.

Масштабные инвестиции, направленные на улучшение имиджа трамвайных сообщений, связаны с установкой на остановках трамвая 147 дисплеев для вывода информации в реальном времени. Подобные дисплеи устанавливаются также на всех станциях метрополитена и на многих автобусных остановках. Сообщение о времени прибытия следующего поезда, трамвая или автобуса дает возможность пассажирам решить, как использовать время ожидания. BVG также активно вводит QR-коды (двумерные штрихкоды), которые пассажиры сканируют с помощью мобильного телефона и затем используют для получения актуальной информации через мобильный Интернет. Этот путь, который избавляет от трудоемкой операции набора и ввода в память телефона названий станций и номеров маршрутов, особенно признан молодежью, активно использующей все доступные сервисы. Администрация рассчитывает на то, что и пассажиры старших возрастных групп оценят простоту и удобство такой системы доступа к информации независимо от местонахождения.

Важное условие успеха

Одним из условий контракта BVG с городским сенатом является соответствие ожиданиям и требованиям со стороны пассажиров, это же условие рассматривается как ключевой элемент корпоративной стратегии компании. Финансовый успех компании во многом зависит от того, насколько уровень предоставляемого обслуживания отвечает представлениям горожан. BVG стремится к тому, чтобы предлагаемые ею услуги пассажиры рассматривали как ориентированные на пользователя, инновационные и современные и оценивали их как соответствующие ожиданиям жителей современного европейского города.

Европейская ассоциация транспортных администраций крупных городов (ЕМТА) с 1999 г. реализует некоммерческий проект BEST (Benchmarking European Service of public Transport in Europe) по сравнительной оценке уровня транспортного обслуживания в городах, заявивших о намерении принять участие в этом мероприятии. Обследование проводится ежегодно в начале марта и является единственным такого рода в Европе, проводимым на регулярной основе. Оно имеет целью усилить внимание транспортных администраций к аспектам, отражающим пожелания пассажиров.

Оценку общественному транспорту дают произвольно выбранные 1000 жителей каждого из участвующих в опросе городов, которые отвечают на десять вопросов о качестве предоставляемых им услуг по следующим позициям:

•    удовлетворенность обслуживанием в целом;

•    удобство и частота сообщений (для поездки на работу или учебу, с целью отдыха или развлечений и т.д.);

•    надежность сообщений;

•    информационная поддержка;

•    отношение персонала транспортных компаний;

•    уверенность в собственной безопасности;

•    уровень комфорта поездок;

•    социальный имидж;

•    соотношение цена/качество транспортных услуг;

•    лояльность.

Жители Берлина, активно участвуя в опросах 2006-2008 гг., достаточно высоко оценивали состояние общественного транспорта своего города, причем с годами эта оценка становилась более высокой. Если в 2006 г. Берлин получил наивысший балл по одной из десяти позиций (удобство и частота сообщений), то в следующем, 2007 г. — по трем (плюс надежность и комфорт), а в 2008 г. к этим трем позициям добавилась четвертая — соотношение цена/качество услуг.

Финансовый успех компании во многом зависит от того, насколько уровень предоставляемого обслуживания отвечает ожиданиям горожан. BVG стремится к тому, чтобы предлагаемые ею услуги пассажиры рассматривали как ориентированные на пользователя, инновационные и современные и оценивали их как соответствующие ожиданиям жителей современного европейского мегаполиса.

К. Barrow. International Railway Journal 2011, №5, p. 30-34; материалы компании BVG (www.bvg.de) и ассоциации ЕАМТ (www.emta.com).