Skip to content

Глава первая — РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИРАНА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ЭПОХУ И В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА (ДО VI в.)

1

История развития культуры народов Средней Азии и Ирана была органически связана с формированием и утверждением классового общества в этих странах и сложнейшим процессом взаимодействия с культурами народов Востока и Запада.

Ко времени возникновения ислама и арабского завоевания народы Средней Азии и Ирана уже достигли высокой ступени в развитии культуры, что в значительной мере определило дальнейшее развитие их философской и общественно-политической мысли в эпоху средневековья.

Средняя Азия и Ипан являются одним из древнейших очагов цивилизации. Государства Бактрия, Согд и Хорезм в Средней Азии, Элам, Мидия и позднее государство Ахе-менидов в Иране — явились центром высокой культуры на Востоке. Здесь было широко развито земледелие, основанное на ирригационной системе, и ремесленное производство (обработка железа, выделка посуды, ткачество, иооизводство гончарных изделий). Города Бактрия, Согд, Хорезм, Персеполь, Пасаргады и Ниса играли крупную роль в развитии торговли с другими странами Востока, в распространении научных знаний.

Крупнейшая рабовладельческая империя Востока — персидская держава Ахеменидов (VI в. до н. э.), в состав

которой вошли Вавилония, Египет, Финикия, Армения, Фракия, Сирия, Палестина, Киренаика, представляла конгломерат народностей и племен, существенно различных по уровню развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре.

К V—VI вв. до н. э. государство Ахеменидов становится узлом международных связей, культурных взаимоотношений народов Востока и Запада.

Развитие экономики, торговли, ремесла и культуры при Ахеменидах достигло высокого уровня. И в этом большая заслуга безусловно принадлежит всем народам, входившим в состав этого государства. В постройке ирригационной системы и архитектурных сооружений, в развитии ремесленного производства участвовали как персы, так и бактрийцы, хорезмийцы, согдийцы, саки, египтяне, сирийцы и другие народности.

Надпись ахеменидского царя Дария на знаменитой Бехистунской скале, высеченная на древнеперсидском, вавилонском и эламском языках, свидетельствует о коллективном творчестве всех народов в создании культурных ценностей. Французский ученый Ж. Филлиоза в своей работе «Индия и научные связи в древности» отмечает выдающуюся роль государства Ахеменидов в развитии культуры на Востоке.

«Итак, основываясь на исторических фактах, установлении нами несомненного соответствия в научных и технических вопросах,— пишет он,— мы сделаем вывод, что еще начиная с ведической эпохи (идеи более древней цивилизации Инда нам неизвестны) Индия создавала науки: астрономию, физиологию и медицину и что она сыграла роль в научном обмене античной эпохи, чему способствовала империя Ахеменидов, объединившая на долгое время народы и осуществлявшая их взаимосвязь» 1.

В государстве Ахеменидов особенно сильны были взаимные культурные влияния народов Средней Азии и Ирана. Лучшие зодчие Согда, Хорезма, Бактрии и Ирана воздвигли прекрасные дворцы, гробницы и храмы в таких центральных городах государства Ахеменидов, как Пасаргады, Персеполь и Сузы 2. Взаимный обмен культур-

____

1    «Вестник истории мировой культуры», 1957. «№ 6, стр. 82.

2    «Всемирная история», т. II. Мм 1957, стр. 202—203.

 

иыми ценностями между этими народами значительно облегчался тем, что в то время страны Средней Азии и Ирана были населены преимущественно родственными иранскими и ираноязычными народностями и племенами.

Величайшим достижением народов Средней Азии и Ирана является создание письменности. Уже в III в. до н. э. здесь повсеместно распространилась арамейская письменность, впоследствии явившаяся основой согдийской и хорезмской письменности 3.

Развитие письменности способствовало возрастающему успеху познавательной деятельности человека. Так, первоначальные философские размышления о природе, о строении и происхождении окружающих вещей, еще связанные с мифологией, встречаются в древнейшем письменном памятнике социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Ирана — Авесте 4. Первоначальное миропонимание Авесты, изложенное в его древнейших частях— яштах (молитвы и мифы о богах и героях) и гатах (гимны, написанные, согласно преданию, Заратустрой), хотя и носит еще мифологический характер, но в целом все же представляет живое восприятие действительности, связанное с трудом. Мир богов был построен по образцу социальной жизни народов Средней Азии и Ирана. Труд считался высшей заслугой человека.

«Земледелие для исследователя Авесты и для песнопевца Гат не только почтенное занятие,— пишет Б. А. Тураев,— это почти добродетель, без которой следование «учению» не вменяется в заслугу» 5. В ту эпоху люди поклонялись огню, воде, земле, воздуху. История ранней Авесты свидетельствует о появлении в процессе практической, трудовой, производственной деятельности зачатков

____

3    «История Узбекской ССР», т. I. Ташкент, 1955, стр. 50.

4    К числу важнейших трудов, на которые опирался автор, характеризуя идеологическую сущность Авесты, явились следующие работы: Б. А. Тур а ев. История Древнего Востока, т. 2, 1936; В. В. Струве. Родина зороастризма. «Советское востоковедение», т. 5. М.— Л., 1948; С. Г1. Толстов. Древняя культура Узбекистана. Ташкент, 1943; его же. Древний Хорезм. М., 1948; В. И. Авдиев История Древнего Востока. М., 1953; Б. Г. Гафуров. История таджикского народа, т. I. М., 1955: И. С. Брагинский. Из истории таджикской народной поэзии. М., 1956; A. Christensen L. Iran sous les Sassnnides. Copenhague, 1944; J. Darmsteter. Ohrmazd et Ahriman. Lours origines et leurs histoire. Paris, 1877.

5    Б. A. Tуpaeв. История Древнего Востока, т. 2, стр. 144

 

материалистических воззрений на объективно существующий мир, выраженных в наивной форме.

С возникновением и развитием классового рабовладельческого общества появляются религиозные верования. Некоторые предметы, явления природы наделяются сверхъестественными свойствами. Авеста все больше и больше заполняется религиозным содержанием. Боги, олицетворявшие прежде силы природы, приобретают социальное значение, уподобляются могущественным царям, земным владыкам. Создаются учения, обожествляющие власть царей, рабовладельческой знати. Об этом свидетельствуют надписи ахеменлдских царей Дария и Ксеркса 6.

Развитие рабовладельческого общества, обострявшаяся социальная борьба, непрерывные захватнические войны и рост противоречий между ахеменидской знатью и покоренными ею народами ослабили и без того непрочный государственный конгломерат Ахеменидов. К IV в. до н. э. государство Ахеменидов готово было распасться от первого мощного военного удара. И такой удар вскоре был нанесен греко-македонскими войсками. Под натиском войск Александра Македонского государство Ахеменидов перестало существовать. После трех лет ожесточенной борьбы были покорены также Согд, Хорезм и Бактрия.

В результате завоеваний стран Средней Азии, Ирана, Египта, Сирии, Индии и других стран Александр Македонский создал огромное государство, которое простиралось от р. Инда до р. Истры (Дунай). После смерти Александра, созданная им огромная империя распалась на ряд так называемых эллинистических государств, господствующее положение в которых занимали греко-македонские рабо-владельпы. Но эти вновь возникшие государства не были прочны. Государство Селевкя и его преемников, являвшееся наиболее крупным из обломков империи Александра, постепенно теряло отдельные провинцрти, становившиеся самостоятельными политическими единицами. Так, в Иране сложилась могущественная Парфянская держава, а в Средней Азии — Греко-бактрийское царство.

Завоевания Александра Македонского способствовали взаимному обогащению экономической и культурной жиз-

____

6 См. В. В. Струве. Родина зороастризма. «Советское востоковедение», т. 5. М.— Л., 1948.

 

ни как народов Востока, так и древней Греции. Народы Востока восприняли из культуры древней Греции то, что соответствовало их потребностям, творчески переработав достижения, с которыми их ознакомила древняя Греция. В свою очередь народы Востока оказали сильное влияние на греков, римлян и на другие народы. «Победы Александра,— пишет В. В. Бартольд,— подчинили Переднюю Азию и Египет политическому и культурному влиянию эллинов и создали так называемый эллинистический культурный мир, в котором, однако, влияние Азии на греков, особенно в государственной жизни, иногда было сильнее, чем обратное влияние» 7.

Сложный и противоречивый процесс экономического и культурного взаимодействия народов Востока и древней Греции знаменовал собой эллинистический этап развития культуры народов Средней Азии и Ирана 8.

2

Эллинизация Средней Азии и Ирана способствовала замене примитивных форм рабовладельческого хозяйства новыми, более производительными формами. Это вызвало рост производительных сил рабовладельческого строя. Широко развиваются ирригационные работы. Расширяется внутренняя и внешняя торговля.

В III в. до н. э., кроме восьми городов, основанных Александром Македонским 9, в Средней Азии и Иране существовало большое число поселений 10. Особенно быстро развивалось строительство городов в Греко-бактоийском царстве: Мараканде (Самарканд), Деметриосе (Термез), Александрие Дальнем (близ Ашхабада), Антиохие Мар-гиане (позднее Мерв, теперь Мары) и др.

Памятники греко-бактрийского искусства, найденные советскими археологами в этих городах, свидетельствуют о высокой ремесленной технике (гончарной, оружейной,

____

7    В. В. Бартольд. Культура мусульманства. Пг., 1918, стр. 2.

8 См. об этом следующие работы: «Всемирная история», т. ТТ; А. Б. Ра но вич. Эллинизм и его историческая роль. М. 1950; Б. Г. Гафуров. История таджикского народа, т. I; История Туркменской ССР, т. I, Ашхабад, 1957.

9    Б. Г. Гафуров. История таджикского народа, стр. 68.

10    «История Туркменской ССР», т. 1, стр. 85.

 

ковроткацкой, ювелирной, металлической) п. Через эти города проходили торговые пути, связывавшие Среднюю Азию и Иран со Средиземноморьем, Индией, Египтом, Сирией и Китаем. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии ремесел и торговли.

В городах жили представители различных народов Востока и древней Греции. Еще Александр Македонский поселил здесь для укрепления своих позиций много македонян, греков, персов, бактрийцев, согдийцев и египтян. В результате своеобразно переплелись греческая и восточная культуры. Древняя и высокоразвитая культура народов Востока, подпавших под власть македонян и греков, оказалась весьма устойчивой и продолжала развиваться, испытывая в той или иной степени влияние эллинистической культуры и, в свою очередь, воздействуя на нее.

«…Тысячелетняя культура Востока,— пишет Б. Г. Гафуров,— оказала большое и разностороннее влияние на развитие культуры в Греции и других странах Запада.

В так называемой эллинистической культуре нашло свое отражение не «чисто» греческое культурное творчество, а своеобразное переплетение греческой и восточной культур. В развитии эллинистической культуры выдающаяся роль принадлежит народам Средней Азии» 12.

Значительная часть ученых, философов, писателей, скульпторов, строительных мастеров народов Востока и древней Греции жили при дворах эллинистических правителей. «Хорошо известно присутствие греческих медиков в царском дворце в Сузах (столица Персии.— С. Г.), а также деятельность греков на службе Великого царя…» 13.

Сложный процесс синтеза двух культур, начавшийся в эллинистическую эпоху, получил свое дальнейшее развитие в период расцвета и кризиса эллинистических государств. В области идеологии обостряется борьба материалистической и атеистической философии против идеализма и монотеистической религии.

Крупнейшим материалистом-атомистом того времени был Эпикур (341—270 до н. э.) — продолжатель линии Демокрита в философии. Свое учение он создал в жестокой

_____

11 К. В. Тревер. Памятники греко-бактрийского искусства. М., 1940.

12    Б. Г. Гафуров. История таджикского народа, т. I, стр. 69.

13    «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 6, стр. 81.

 

борьбе с последователями идеалиста Платона. Историческая роль Эпикура в развитии философии состояла прежде всего в том, что он поставил своей основной задачей борьбу за материалистическое миропонимание, защиту материализма и атеизма Демокрита от идеализма, мистики и теологии.

Отвергнув мир идей Платона, Эпикур требовал научного изучения природы и ее закономерностей. В своем учении о познании природы он исходил, как из основного принципа, из признания материального мира вещей вне сознания человека. Атомист отрицал какое бы то ни было божественное вмешательство в развитие природы, в судьбы мира и человечества.

Большое место в философии Эпикура занимает этика, согласно которой человек должен жить разумно, прекрасно и справедливо. Достигается это тогда, когда человек свободен от страха перед грозными стихиями природы и общества.

В философии Эпикура нет места для религии; напротив, устранение религиозного страха — задача философии. Для него было очевидно, что жизнь человека прежде всего зависит от его отношения к обществу, в котором он живет.

Эпикур смело утверждал возможность познания бытия, верил в творческие силы человека. В этом величайшее значение его философии.

Не меньшую роль в формировании нового мировоззрения эллинистического мира сыграла философия раннего стоицизма, которая учила о едином космосе как о субстанциальном материальном бытии, включающем в себя всеобщий разум. Согласно стоицизму, этот разум является действующим началом в отношении бескачественной материи. Всеобщий разум есть нечто телесное. Он проникает во все части материального мира и является причиной его многообразия, закономерностью всех явлений мира.

Учение стоиков о всеобщем разуме как двигателе вселенной вело к признанию божественной предопределенности явлений в природе. Человек — частица мироздания; действует он не по своей воле, а под влиянием единой закономерности вселенной, порожденной всеобщим разумом. Поэтому стоицизм, несомненно был шагом назад по сравнению с материалистической философией Эпикура.

Против Эпикура и стоиков выступила философия скеп-

Тицизма 14, выразившая сомнение в возможности познания объективной реальности. Она призывала людей к воздержанию от суждений, к безразличному отношению к окружающей действительности. Цель жизни скептики видели в достижении душевного покоя — атараксии (безмятежности души).

В I в. н. э. в Сирии и Мессопотамии под влиянием платоновской, стоической и особенно скептической и пифагорейской философий, а также различных мистических и религиозных воззрений зародилась упадническая философия гностицизма, согласно которой бытие познается с помощью эманации — особого рода знания, исходящего от божества.

Безысходность положения порабощенных народов в период разложения рабовладельческого строя в эллинистических странах заставила их искать спасения в религии. На формирование религиозного мировоззрения сильное влияние оказали стоицизм, скептицизм и гностицизм.

Господствующие верхи выступили за утверждение единой всеобъемлющей религии. Такой религией явился зороастризм, основание которой предание приписывает мифическому пророку Заратуштре (греч. Зороастр). В основу зороастрийской религии была положена Авеста.

«При таком положении во втором крупном периоде истории Парфянской державы, для получения нового средства объединения внутренне слабо связанных между собой народностей и владений, наметилась государственная необходимость в учреждении «имперской религии». Основой для нее послужил зороастризм — наиболее всеобъемлющая, оформившаяся при поздних Ахеменидах религия, включавшая в себя элементы нескольких наиболее распространенных в Парфянском государстве религиозных течений. Чтобы приблизить ее к потребностям условий новой исторической эпохи, при Вологазе I (52—77/8 гг.) была составлена первая редакция Авесты» 15.

Превращение зороастризма в государственную религию способствовало развитию монотеистической тенденции в

____

14 Основатель греческого скептицизма Пиррон (около 365— 275 гг. до н. э.) прожил 11 лет на Востоке. Вместе со своим учителем Анаксархом, он принимал участие в походе Александра Македонского против Ирана и Средней Азии. См. об этом: М. Frenki-а n. Scepticismul grec si filozofia Indiana. Romine, 1957, s. 57.

15 «История Туркменской ССР», т. I, стр. 123.

 

зороастризме. Господствующий класс, опираясь на эллинистическую философию, стремится представить Ахура-Маз-ду первоосновой бытия, в которой якобы растворяется зло, порожденное Апхра-Майнью. Мир создан в несколько приемов. Сперва Ахура-Мазда сотворил божественный разум, который породил пять основных божеств, а в дальнейшем — и весь остальной мир, имеющий ступенчатое строение как в достижении совершенства, так и в пространстве. Зло на земле вызывается вмешательством бога Апхра-Майнья.

Зороастризм, превращенный господствующими классами в государственную религию, способствовал укреплению власти эксплуататоров.

Наряду с зороастризмом развиваются египетские, сирийские и персидские культы. Общим для них было учение об умирающем и воскресающем боге, смерть и воскресение которого воспроизводились в тайных мистериях. «…Весь Восток,— пишет Ф. Энгельс,— кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо по Дарвину борьба за идейное существование» 16.

Религиозно-мистические течения так же, как и философские учения, отражали глубокие социальные процессы эпохи кризиса рабовладельческого строя и начала феодализации эллинистических стран.

3

Еще в первые века н. э. развалились все четыре государственные объединения рабовладельческого периода: Римская, Парфянская и Кушанская империи и империя Хань. В IV—VI вв. в Средней Азии и Иране рабовладельческий строй сменяется более прогрессивным, феодальным строем. Новые экономические отношения людей более или менее быстро породили и соответствующее новое мировоззрение.

Самарканд, Мерв, Бухара, Кеш, Несеф, Педжикент, Кят и другие города Средней Азии становятся местами интенсивного производства и торговли, центрами материальной и духовной культуры. Они вели внешнюю транзитную торговлю с Индией (через Балх) и особенно с Китаем. Китайские купцы и ремесленники еще в глубокой древности

____

16 К. Маркс и Ф. Энгельс. О религии. М., 1955, стр. 158.

 

установили торговые и культурные связи с народами Сред-ней Азии. Через среднеазиатских купцов, главным образом согдийских, китайские ремесленники в V в. научились изготовлению согдийского стекла.

Внешнеторговые связи содействовали культурному взаимовлиянию народов Средней Азии и народов Китая, Индии, Ирана и Византии. О высокой культуре народов Средней Азии свидетельствует развитие в V—VII вв. письменности на хорезмийском и согдийском языках.

В Иране кризис рабовладельческого строя и развал парфянского царства выдвинули перед прогрессивными силами рабовладельческой знати и зороастрийским духовенством задачу создания сильного централизованного государства с единой государственной религией, которое могло бы сохранить господствующее положение рабовладельцев, помочь восстановить былое величие Ирана как мировой державы. Победа в III в. новой политической силы в Иране (Сасанидской династии) означала появление феодального строя, открывшего новые возможности для развития культуры. Создание «упорядоченной персидской монархии Сасанидов» (К. Маркс) способствовало дальнейшему росту производительных сил.

Государство Сасанидов выдержало жестокую борьбу с Римской империей, начатую еще Парфянской державой за господствующее положение в Передней Азии. В результате длительной войны в состав государства Сасанидов вошли все области Парфянской державы, в том числе Мессопотамии, а также юго-западная часть Средней Азии с долиной Мерва.

В III—IV вв. в Иране укрепляются старые и возникают новые города. Продукция ремесленного производства становится предметом вывоза в другие страны. Многие города Ирана являлись транзитными пунктами на большом торговом пути между Китаем, Индией, Средней Азией и Византией.

Отмечая рост городов в эпоху Сасанидов, Н. Пигулевская пишет: «В III в. имело место основание ряда городов, обновление и укрепление старых городских центров, что отвечало выделению ремесла из общины и дальнейшему разделению труда. Ремесленники стали сосредоточиваться в городах. Растущие города удовлетворяли потребности во внутренних рынках и являлись также центрами транзит

ной торговли. Торговые пути из Сирии и Мессопотамии через города Ирана, в особенности через Селевкию — Ктеси-фон, уходили через всю Азию в Китай» 17.

Транзитная торговля способствовала в значительной степени расцвету раннефеодальных городов Ирана. Такие города, как Ктесифон на р. Тигре (столица сасанидских царей), Нисибин, Гундишапур, Рей, Хамадан и другие, являлись центрами ремесленного труда и торговли. Особенно важное значение на Ближнем Востоке приобрели города Нисибин и Гундишапур. «Когда Сасанидский Иран,— пишет Н. Пигулевская,— завязал экономические и культурные связи с Византией, пограничный город Нисибин был объявлен одним из пунктов, в который беспрепятственно допускались византийские купцы для торговли с Ираном. В Нисибине обычно происходили дипломатические переговоры, подписывались мирные договоры между обеими державами. Такое положение Нисибина и дает возможность изучить его как один из центров на Ближнем Востоке. Город неоднократно попадал под власть то одного, то другого государства» 18.

Развитие раннефеодальной культуры Ирана было теснейшим образом связано со странами древней и богатой цивилизации — Китаем, Индией, Сирией, странами Средней Азии и другими. В начале VII в. сирийцы-несториане, имевшие фактории в городах Китая, вели оживленную торговлю через Иран и Среднюю Азию. «Об этом свидетельствует знаменитая надпись в Сианьфу от 781 г., указывающая на пребывание несторианской миссии в Китае, начиная с 636 г.» 19.

С VII в. Китай стали посещать купцы и ремесленники государства Сасанидов. В городах Китая сасанидским купцам отводились специальные кварталы, в которых они могли жить, соблюдая все свои обычаи и религиозные обряды. Купцы привозили жемчуг, кораллы, агат, слоновую кость, рога носорога, цветное стекло, глазурь, мягкую золотую парчу, ткани из верблюжьей шерсти, розовую воду, пряности, лекарственные травы и т. д. Из Китая вывозились

____

17 Н. Пигулевская. Города Ирана в раннем средневековье. М., 1956, стр. 176.

18    Там же, стр. 51.

19 Н. В. Пигулевская. Сирийская культура средних веков и ее историческое значение. «Советская наука», 1941, № 2, стр. 28.

 

главным образом шелковые ткани и фарфор; большим спросом пользовались крашеные ткани. Позднее из Китая в Иран стал ввозиться чай.

Между Китаем и государством Сасанидов установились культурные связи. Так, китайцы переняли у народов Ирана немало знаний по фармакологии. Народы государства Сасанидов переняли у китайцев искусство живописи и технику производства набивного шелка.

В государстве Сасанидов были известны также произведения знаменитых индийских астрономов и математиков Арьябхата (конец V и начало VI в.), Варахамихира (середина VI в.) и Брамагупты (начало VII в.) На пехлевийский язык с древнеиндийского (санскрита) были переведены литературные памятники индийцев и сборники художественной прозы «Калила и Димна», «Синдибадова книга» и др.

В Средней Азии были известны также труды индийских мыслителей по логике и метафизике. Как повествуется в «Калиле и Димне», сасанидский царь Ануширван послал в Индию многих ученых Ирана 20, чтобы они сняли копии со всех индийских книг по философии, науке, литературе и т. д. Особенно глубокий след в культуре народов государства Сасанидов оставила богатая цивилизация древней Греции, сохраненная различными народами Византии.

Сирия, Египет, Рим и страны Малой Азии, где наиболее полно и ярко проявилась эллинистическая культура, стали центрами распространения греческой естественнонаучной и философской мысли. К III—V вв. в этих странах не только уцелели старые центры античной мысли — Афины и Александрия с богатыми библиотеками, где хранились важнейшие сочинения классиков греческой естественнонаучной и философской мысли, но возникли новые, как, например, столица Византийской империи — Константинополь.

В этот период широкое распространение в Римской империи получает философия неоплатонизма, сыгравшая важную роль в развитии философии Ирана и Средней Азии. Характеризуя философию неоплатонизма, К. Маркс писал, что «стоики, эпикурейцы и скептики растворяются в неоплатониках, ибо философия этих последних есть не что иное, как фантастическое сочетание стоического, эпи-

____

20 «Калила и Димна». Перевод с арабского И. Ю. Крачков-ского и И. П. Кузьмина. Предисловие Е. Э. Бертельса. М., 1957.

 

курейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля» 21.

Теологическая теория эманации неоплатонизма разви-иалась также под влиянием восточных мировоззрений: индийского, персидского и вавилонского. «Индия имела после Александра Македонского большое влияние на греческое мышление, особенно на неоплатонизм, через посредство гностической религии, бывшей очень распространенной в областях Сирии и Палестины и затем по всему Ближнему Бостону, включая Египет и Мессопотамию, начиная примерно с I в. до н. э.» 22.

Философская мысль развивалась, главным образом, в Здессе, Афинах и Александрии. Положение Эдессы в качестве торгового транзитного пункта издавна способствовало ее экономическому и культурному расцвету. В III—IV вв. Эдесса сделалась одним из важнейших христианских церковных центров на Востоке. Вскоре она стала и центром античной мысли 23.

Знаменитая эдесская школа пользовалась широкой известностью среди сирийских языческих общин Мессопота-мии и Ирана. Большинство иранских епископов было воспитанниками эдесской школы. В IV в. в эдесской школе пользовались широкой популярностью работа Аристотеля «Аналитики» и сочинение Порфирия — «Исагога» 24, которая в течение многих веков считалась самым ясным и практическим учебником аристотелевской логики-

Идеологическим центром борьбы порабощенных народов против Византии и христианской религии была Александрия. Христианское население городов Сасанидского государства 25 явилось одним из важнейших каналов проникновения античной философии. В то время как идеологи христианской религии были заняты обоснованием новой веры с помощью неоплатонизма, сочинения Платона, Аристотеля, Эпикура и неоплатоников различными путями проникали из Эдессы, Афин и Александрии и в государство Са-санидов. Многие прогрессивные представители государства

_____

21    К. Маркс 1 Ф. Энгельс. Сочинения, т. IV, стр. 122.

22    А. М. Frеnkian. Scepticismul grec si filozofia Indiana, s. 57

23 De Lacy O’Leary. How greek science passed to the arabs. L., 1939, p. 50.

24    Там же.

25    Там же, стр. 62—63.

 

Сасанидов стремились получить образование в Эдессе и Александрии.

Сасанидские правители охотно давали убежище христианам, бежавшим из Римской империи, надеясь в будущем использовать их в тылу у римлян. Однако когда христианство в IV в. стало господствующей религией Византии, отношение к христианам, живущим в городах Сасанидского государства, резко изменилось. Христиане, занявшие ключевые позиции в городах, могли быть использованы Византийской империей против государства Сасанидов. Это и явилось одной из основных причин изменения отношения сасанидских правителей к христианам.

«Империя (Византия.— С. Г.),— пишет Н. Пигулевская,— соперничая с Ираном на Ближнем Востоке, хваталась и за идеологическое оружие, распространяя и укрепляя христианство. Представители последнего в Иране казались союзниками империи и Ктесифону, и Константинополю, они не могли не приниматься во внимание в дипломатических расчетах обеих держав. Когда многочисленность христиан, преимущественно производителей города, и их значение выросли в известную силу в государстве, шахиншахи поспешили ее ослабить, поставить пределы распространению этой религии и уничтожить ее наиболее видных представителей» 26.

Только с V в., когда христианство в государстве Сасанидов приняло несторианское исповедание и разорвало связь с официальной византийской православной церковью, оно получило право легального существования. Носителями несторианского исповедания явились прежде всего сирийцы и отчасти персы Хузистана. Возникновение несторианского исповедания, главным образом в Сирии и Мессопота-мии, было связано с борьбой иесторианцев Эдессы и Александрии против господства Византии и ее официальной православной религии.

Начиная с IV—V вв., происходит переселение десятков тысяч иесторианцев из Византии в Иран и Среднюю Азию. Несторианцы увозили с собой сочинения античных мыслителей, целые библиотеки, которые уничтожались в Византии как еретические. Представители греко-сирийского неоплатонизма выступали за изучение естественнонаучной и

____

26 Н. В. Пигулевская. Города Ирана в раннем средневековье, стр. 251.

 

философской мысли античности. Они собирали, хранили и изучали сочинения Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена и др. Переселение несториан было вторым после эллинизма массовым распространением греческой культуры в Иране и Средней Азии.

В 90-х годах IV в., когда христианство стало государственной религией Византии, фанатически настроенное византийское духовенство уничтожило значительную часть знаменитой Александрийской библиотеки, начало преследовать лучших представителей научной и философской мысли, обвинив их в принадлежности к еретическому не-сторианскому учению. Несторианцы нашли убежище в государстве Сасанидов, где было уже много христиан, осужденных и преследуемых в Византии.

«В 489 г. знаменитый центр естественнонаучной и философской мысли Византии — академия Эдессы — по указу императора Зенона была закрыта как очаг несториан-ского еретического учения. Весь состав академии немедленно эмигрировал в государство Сасанидов» 27. В Эдессе в это время по приказу императора Зенона (488—489) была окончательно разрушена «Персидская школа» и несториане массами побежали на восток: в Нижнюю Мессопотамию, где была столица персидских шахов Ктесифон — Селев-кия, затем в самую Персию, а оттуда даже в глубь Средней Азии (Семиречье) 28.

Глава одесской школы Нарсай создал академию в г. Нисибине, который стал философским центром в государстве Сасанидов. Нисибинская академия большое внимание уделяла распространению медицины, астрономии, математики и географии, имевших важное практическое значение-

«Нисибинская академия,— пишет проф. Пигулевская,— как и все христианские сирийские школы, стояла на прочной материальной базе. Торговые и ремесленные круги поддерживали ее, так как знания были необходимы для их деятельности. Хотя школа и была клерикальной, но известные общие сведения и знания она давала» 29. К концу VI в. в академии было около тысячи слушателей.

_____

27    См. А. Крымский. Семитские языки и народы, ч. 2. М., 1910. стр. 182.

28    Н. Пигулевская. Города Ирана в раннем средневековье, стр. 338.

29    De Lacy O’Leary. How greek science passed to the arabs, p. 14.

 

Не меньшее значение, чем Нисибинская академия, имел другой крупный научный центр государства Сасани-дов — Гундешапур. В 529 г. византийский император Юстиниан закрыл академию в Афинах. Преподаватели и слушатели академии были вынуждены искать убежище в государстве Сасанидов. Правительство Хосрова I Ану-ширвана (531—579) разрешило всему составу афинской академии обосноваться в г. Гундешапуре и создать там академию по образцу александрийской.

Академия Гундешапура имела три факультета: медицинский, при котором была больница, факультет астрономии с обсерваторией и математический факультет 30. Академия издавала на сирийском языке книги Галена, отрывки из Гиппократа, некоторые логические трактаты Аристотеля, «Исагогу» Порфирия и некоторые астрономические и математические работы. В течение длительного времени академия была естественнонаучным центром государства Сасанидов, из которого вышел ряд поколений врачей и философов.

В государстве Сасанидов существовала также школа в г. Райшахре, где изучались медицина, астрономия и логика 31.

Крупнейшим переводчиком произведений Аристотеля и Порфирия с греческого на сирийский язык был Ибас (ум. 457 г.) 32. Примерно в это же время жил Пробус, который написал комментарии к «Исагоге» Порфирия и к «Первой Аналитике», Аристотеля. Эти комментарии стали популярными учебниками логики.

Выдающимся автором и переводчиком оригинальных работ по философии, медицине и астрономии был сириец Сергий Решайнский, чьи труды в течение долгого времени являлись настольными книгами слушателей академий Ни-сибина и Гундешапура 33.

_____

30 3. Сафа. История рационалистических наук. Тегеран, 1954, стр. 19 (на перс. яз.).

31 De Lacy O’Leary. Нолу greek science passed to the arabs, p. 52.

32    Ibid., p. 52.

33 См. работы H. В. Пигулевской, опубликованные в журнале «Советская наука», 1941, № 1—2, стр. 28—38, и в «Ученых записках ЛГУ», серия востоковедческих наук, 1949, вып 1, стр. 46—64.

 

Первоначальное образование Сергий получил в Ре-шайне (Мессопотамия), а высшее — в Александрии у Иоанна Филопона — ученика известного философа Аммония. Практическая и теоретическая деятельность Сергия развивалась под идейным влиянием классических произведений античности — Галена, Гиппократа и Аристотеля. Сергий перевел их сочинения на сирийский язык и написал ряд самостоятельных медицинских и философских трактатов.

В области философии Сергий был перипатетиком 34, то есть следовал Аристотелю. Сохранились два его трактата: «Отрицание и утверждение» и «Причины вселенной, согласно Аристотелю», в которых он с успехом использовал не только учение самого Аристотеля, но и комментарий к книге о категориях, составленный его александрийским учителем Иоанном Филопоном. Ему принадлежат также трактат по физике и сочинение «О причинах космоса», посвященное обоснованию учения о сферической форме вселенной, о движении тел вообще и о причинах движения небесных тел. В заглавии к последнему сочинению указано, что оно составлено «соответственно учению философа Аристотеля» 35.

Популярность Сергия как естествоиспытателя, переводчика Аристотеля и автора самостоятельных философских работ была огромной. Его труды через несторианские общины становились достоянием научных кругов государства Сасанидов. «…Сочинения греческих философов (в несторианских переводах известны уже сто лет),— пишет акад. А. Крымский,— незадолго перед тем были популяризованы среди монофизитов трудами священника и главного врача в Рас-Айне Сергия (ум. 536 г.; переводил Аристотеля, Порфирия, т. н. Дионисия Ареопагнита и др.); в религии был шаток, перебегал от монофизитов

____

34 Перипатетическая школа была основана Аристотелем в 335 г. до н. э. Согласно взглядам этой школы, вселенная ‘состоит из духовного, телесного и материального. Соответственно этому философия ими разделялась на логику, физику и метафизику. По основным философским вопросам большинство перипатетиков сохраняло верность взглядам Аристотеля. В дальнейшем, начиная с III в., происходит эволюция перипатетиков от Аристотеля к неоплатонизму.

35 Н. В. Пигулевская. Сирийский врач Сергий Решайнекий. «Ученые записки ЛГУ», серия востоковедческих наук, 1949, вып. I, стр. 51.

 

к православным и имел сношения с философскими несто-рианами» 36.

О связи Сергия Решайнского с несторианами свидетельствует его переписка с епископом г. Мерва Федором, ставленником знаменитого католикоса Мар-Абы37. Н. В. Пигулевская в своем исследовании «Сирийский врач Сергий Решайнский» пишет об этом следующее: «Сохранился в двух версиях его самостоятельный трактат по логике «Pusaka de meliluhta» в пространной (Брит. муз. add. 14658) и краткой, под названием «Сочинения архи-атроса Сергия Решайнского о категориях Аристотеля». Трактат разделен на семь книг или глав (mimre), причем каждая, за исключением последней, имеет еще синоптический обзор своего содержания. Трактат обращен, как и ряд других трудов Саргиса, к его другу Федору Мервскому (г. Мерв, или Мару, расположен в Средней Азии, где была сирийская колония, откуда вышел ряд сирийских учителей и писателей, например, Ишодад Мервский). Федор просил дать ему руководство по логике, которое и было составлено его другом» 38.

Философские знания распространял также глава моно-физитов Ахуд-Эммах39, который ввел комментарий Иоанна Филопона в качестве постоянного учебника для сирийских монофизитов. Им были составлены трактаты об определениях логики, о свободе воли, о душе и о человеке.

Крупнейшим последователем философии Аристотеля был придворный при Хосрове I Ануширване Павел — перс из Дершахра

____

40. Он перевел логику Аристотеля, написал ряд философских сочинений на среднеперсидском (пехлевийском) языке.

36    А. Крымский. Семитские языки и народы, ч. 2, стр. 188.

37 Мар-Аба — воспитанник, затем профессор Нисибинской академии. Будучи избран католикосом, он открыл коллегию в Кто-сифоне и читал там лекции. За высказанные антизороастрийские взгляды был сослан Хосровом I Ануширваиом в Азербайджан. О нем см. Р. Райт. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902, стр. 81 и А. Крымски й. Семитские языки и народы, ч. 2, стр. 182—183.

38 Н. В. Пигулевская. Сирийский врач Сергий Решайнский. «Ученые записки ЛГУ», серия востоковедческих наук, 1949, выл. 1, стр. 49.

39    А. Крымский. Семитские языки и народы, ч. 2, стр. 188.

40 В. Райт. Краткий очерк истории сирийской литературы, стр. 84—85.

 

Таким образом, благодаря деятельности передовых представителей государства Сасанидов стало возможным распространять книги на сирийском и среднеперсидском языках, излагающие теоретико-познавательные воззрения классиков античной философии. Это означало появление первых зачатков светской культуры. Из «Калилы и Димны», перевод которой с санскрита на язык пехлеви приписывается выдающемуся рационалисту, уроженцу г. Мерва Барзуе, видно, что мерой всех вещей становится человек.

Прогрессивные мыслители начали провозглашать преимущество знания над верой. «Разум,— говорится в «Ка-лиле и Димне»,— есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него… Нет лучше разума и образованности» 41. Павел-перс даже преподнес Хосрову I Ануширвану логические сочинения Аристотеля на сирийском языке вместе со св~оим трактатом о превосходстве знания над верой.

Знание, позволяющее познать вещи, говорил Павел, ведет людей к единодушию, а вера, имея дело с сомнительными предметами, приводит к раздорам. Наука, по Павлу, «имеет своим объектом то, что бдизко, ясно признано, тогда как вера имеет объектом то, что далеко скрыто и не познаваемо разумом. Первая не подлежит сомнению, тогда как вторая проникнута сомнением» 42.

Представители прогрессивной мысли отдалялись от теологического догматизма и стремились познать передовые идеи античных мыслителей. Все более возрастающий интерес передовых представителей государства Сасанидов к научной и философской мысли был вызван процессом развития феодальных отношений.

В государстве Сасанидов появлялись крупные хозяйства, что неизбежно вело к экономическому обособлению отдельных областей и политической децентрализации. Усилилась эксплуатация крестьян-общинников, которые все более закабалялись феодальной знатью. Это обостряло классовую борьбу. Возникает народное движение, связанное с именем Маздака (491—531).

____

41    «Калила и Димна», стр. 37.

42 А. Вadaw i. L’humanisme dans la pensee arabe. «Studia Islamica», Larose — Paris, 1956, vol. VI, p. 77.

 

Как всякое народное движение в эпоху феодализма, маздакидское движение было облечено в религиозную форму. Своими корнями оно было связано с манихейской ересью, в форме которой угнетенные массы выразили протест все углубляющегося социального неравенства. Идеологи манихейской ереси противопоставили официальному зороастризму свое учение, представлявшее соединение элементов неоплатонизма, зороастризма, гностического христианства и отчасти буддизма. Основная идея манихейской ереси — борьба добра и зла, светлого и темного начал в мире.

Учение манихеев оказало значительное влияние на маздакизм и суфизм. Маздакиты также верили в извечную борьбу начал добра и зла. Зло действует слепо и неразумно, а добро сознательно и свободно. В материальном мире свет и тьма переплетены, но свет преобладает, хотя он еще и не достиг власти. Задача состоит в том, чтобы свет победил тьму. Но в отличие от манихеев, призывавших к аскетизму, маздакиты развивали жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение. Они призывали народ к уничтожению частной собственности, как причины всех зол, к низвержению царства зла на земле и к замене его строем, основанным на общем социальном равенстве, что было угрозой для господствующего класса.

Маздакитское движение было в основном крестьянским движением, но оно охватило и значительные массы остального населения. Это движение стремился использовать даже сасанидский шах Кавад в борьбе против децентрализаторских стремлений крупных феодалов. С помощью маздакитов он расчистил путь средним землевладельцам, которые стали главной опорой сложившегося в VI в. централизованного государства Сасанидов. Укрепляя феодальные порядки, сасанидские правители проводят ряд экономических реформ, которые еще более закрепляют власть феодалов над крестьянами. Кроме того, они предоставляют широкие экономические и политические права купеческо-ростовщическому капиталу.

Все эти мероприятия упрочили государство Сасанидов. В рассматриваемый период оно достигло наивысшего расцвета культуры.

К сожалению, значительная часть естественнонаучных, литературных и философских памятников того времени

погибла после арабского завоевания. Из дошедших до нас памятников на среднеперсидском языке следует отметить «Хвадай-Намак» (Книга владык) — большой свод древних иранских былин и иранских эпических сказаний, обработанных в духе идеологии господствующего класса; трактат по сасанидскому праву «Матикан-и-хазар-дада-стан» (Сборник тысячи судебных решений); энциклопедия научных знаний «Бундехишн»; трактат о военном деле «Айин-намак» (Уставная книга); отрывки из книг о маздакитском движении и другие литературные произведения.

В течение почти всего VI в. сасанидские шахи вели длительные и тяжелые для народа войны с Византией. Огромные разорительные налоги ввергли государство в глубокий кризис. В результате изнурительных войн и чрезмерной эксплуатации трудящихся масс страна ослабла экономически. Это было одной из причин гибели государства Сасанидов и завоевания Средней Азии и Ирана арабами-мусульманами.

* * *

История развития культуры народов Средней Азии и Ирана органически связана с историей становления и утверждения классового общества в этих странах и со сложнейшим процессом взаимодействия и взаимовлияния культур народов Востока и Запада.

Становление и утверждение классового общества в Средней Азии и Иране было связано с развитием земледелия, ирригации, ремесел и торговли. Строительная, ремесленная и торговая деятельность требовала накопления и систематизации знаний по математике, астрономии, некоторых сведений по химии и технологии материалов. Вместе с зачатками естествознания развивались в наивной форме представления о природе и явлениях общественной жизни.

Развитие знаний было связано с борьбой передовых представителей рабовладельческого строя против политического и экономического засилия реакционных сил, заинтересованных в застое общественной жизни и утверждении различных религиозно-мистических и идеалистических философских учений в области идеологии.

Эта тенденция особенно проявилась в эллинистическую эпоху — в период кризиса рабовладельческого строя, когда классовая борьба особенно обострилась. Под напором народных движений рабовладельческий строй в Средней Азии и Иране терпит крах. На смену ему приходит новый, более передовой, феодальный строй. Но разрушение зашедшего в тупик рабовладельческого строя не привело к гибели рабовладельческой культуры в Средней Азии и Иране, которая становится исходной основой феодальной культуры.

Огромное значение в формировании раннефеодальной культуры имело взаимное влияние культур народов Средней Азии и Ирана и народов Китая, Индии и Византии. В Средней Азии и Иране, где осуществлялись переводы с индийского и греческого языков на сирийский и пехлевийский, была широко распространена древняя индийская и античная культура.

Благодаря деятельности передовых представителей народов Средней Азии и Ирана стало возможным сохранять и передавать на сирийском и среднеперсидском языках знания, идущие вразрез с господствующей религиозной идеологией. Этим была подготовлена почва для дальнейшего более широкого и глубокого интереса к науке и философии.

К содержанию: Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII—XII вв.)